Советы психолога - Центр творчества детей и молодежи Могилёвского района
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

 

С 1 марта по 20 марта 2018 года прошло анкетирование   эмоциональной сферы воспитанников объединениях по интересам в среднем и старшем звене.Готовятся рекомендации по результатам анкетирования.

 _________________________________________________________________________________

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (рекомендации родителям, педагогам)

 Наблюдая за кружковцами начальных классов, беседуя с руководителями кружков, родителями обращаешь внимание на появления большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных детей. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: неблагоприятная экономическая ситуация, катастрофы. Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога. Они рисуют взрывы, играют в захват заложников, обсуждают между собой происходящее, то есть адекватно реагируют на травмирующее событие. Тревога перестает быть острой, она превращается в знание, опыт.

 Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и руководителей кружков. Цель этих рекомендаций побольше информировать руководителей кружков, родителей как помочь ребенку преодолеть тревожность .

                Что такое тревожность

В психологии под тревожность понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях ( «частая» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей и т.д) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагогов.) . В этих ситуациях понятно происхождение состояние тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь. Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни»). Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что кажется взрослому привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу, страх». Постоянная тревога скорее негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка, но в некоторых случаях она может оказывать и мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям». Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой стороны – травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам

Различают виды тревожности. Тревожность возрастная – с этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в шестилетнем возрасте. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из – за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка). О таких детях педагоги говорят, что они еще маленькие.

Тревожность как качество личности. Тревожность как фон жизни присуща ребенку – астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь, до какой степени он походит на своих родителей. У таких детей многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.

Тревожность ситуативная. Эмоциональный дискомфорт связан с какой – то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений, боязнь идти в магазин, опасаются общения с продавцом. Хотелось бы поговорить о двух видах тревожности , таких как застенчивость и замкнутость.

«Застенчивые» рекомендации для педагогов

 

Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативу, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем – то спросить учителя, очень пугаются если он повышает голос. Переживают, если чего - то не сделали, часто плачут из за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно замазываются или стираются. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано. Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признаваться за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

 

«Замкнутые».

Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха. В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.

 

 

         Тревожные дети быстро устают, им трудно переключаться на другую деятельность. Это происходит из – за постоянного напряжения. Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Ребенок должен знать границы своей ответственности . С одной стороны, когда за кого – то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь действовать, но с другой стороны – это создает непереносимое напряжение. Следовательно тревога возрастает.

        

Как помочь ребенку преодолеть тревожность(рекомендации для родителей)

        

Необходимо понять и принять тревогу ребенка. Он имеет на нее полное право. Помочь ребенку в преодолении тревоги - значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе сними. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

         Делаете вместе с ребенком, но не вместо него. Можно поделиться тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать , что его ждет. Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей. Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что – то гнетет, поиграйте с ними. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?

         Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

         Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить , что - то приятное, расслабиться.

 

 

29.03.2018

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! подробнее... / свернуть
29.03.2018

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. подробнее... / свернуть
29.03.2018

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

подробнее... / свернуть